ДомойОбразованиеПрофессор МАГУ: Как понять, почему ребенку стало трудно учиться

Профессор МАГУ: Как понять, почему ребенку стало трудно учиться

Заканчивается учебный год, а у ребенка в началке посыпались двойки. Почему? Профессор Мурманского арктического госуниверситета Анна Белошистая рассказала «РГ», в чем чаще всего причина плохих оценок и какой тест поможет понять это родителям.

Анна Белошистая: Запомните три важных правила. Первое — за двойку не ругаем. Второе — не сравниваем ребенка с другими детьми: "Вон, у Пети "четыре", а у тебя почему "два"?" Третье: ребенок пришел из школы, не спрашивайте с порога: "Что сегодня получил?", спросите: "Что нового ты узнал? Что интересного было в школе?"

Родителям надо понять, когда начались двойки. Они были с самого начала обучения? Первые полгода отметок в школе ставить не полагается, но учителя часто используют систему цветных фишек, других знаков. И вы понимаете, что начинает чувствовать ребенок, систематически получая "черную метку" с первых дней в школе. Так формируется отрицательное отношение к обучению вообще и к школе в частности. Возможно, причины лежат в недостатках дошкольной подготовки ребенка.

10% детей в началке я бы назвала "молчащими". Они долго накапливают информацию, медленно ее усваивают, долго и многократно возвращаются мыслью к одной и той же проблеме (внешне кажется, что просто "тормозят"), а потом "выстреливают" оригинальной идеей. Говорят, что такими были в начальной школе Эйнштейн и Норберт Винер — "отец кибернетики". Может, ваш ребенок из таких? А вот еще ситуация: уже читающий и считающий ребенок пришел в первый класс. Учительница решила, что он необучаемый, потому что никак не мог понять, зачем опять учить цифры и буквы. В итоге — слезы и плохие оценки. Так что причины у двоек разные.

А если сначала все вроде было хорошо, учительница даже хвалит, а потом вдруг: "Садись, два"?

Анна Белошистая: Скорее всего, ребенок держался на заученных до школы вариантах. И учителя это устраивало: ребенок отвечает на вопросы быстро и четко. А это то, что учитель хочет услышать: "посчитай от 10 обратно", "сколько будет "2 + 3", "покажи квадрат", "покажи круг" и так далее. Все это вопросы, рассчитанные на память. Поскольку память — это ведущий познавательный процесс в старшем дошкольном возрасте, педагоги часто эксплуатируют его нещадно, стимулируя ребенка к запоминанию наизусть огромного количества фактической информации. Понимает ли ребенок то, что воспроизводит наизусть? Обычно такая ситуация наблюдается месяца через два после начала обучения в 1-м классе: дошкольный запас закончился, а нового не наработано.

Как родителям понять, на чем держится ребенок — за счет памяти или мышления?

Анна Белошистая: Если ребенок уже читает, дайте ему небольшой текст (из "Азбуки" Толстого, например) на 5-6 строчек. Если не читает, прочитайте ему этот текст. И попросите потом пересказать текст своими словами. Если он воспроизводит текст наизусть, значит, работает исключительно на основе памяти. Можно предложить задание, требующее размышления, а не опоры на память. Эти задания невозможно выполнить, используя готовые, выученные на память ответы. Если ребенок не понимает, что с этим делать, значит, работать своей головой он не научен.

Читать также:  В ДГТУ открывается инженерная академия нового поколения

Учителя часто говорят, что дети не могут выполнить задание, потому что не понимают условие. Как научить читать осмысленно? Пересказывать задание своими словами?

Анна Белошистая: Они вам его по памяти перескажут. Надо развивать у ребенка самостоятельное мышление — умение анализировать, обобщать, выделять главное или, наоборот, несущественный признак… Это трудно и требует времени, а главное — требует системы. Понятно, что для родителей это "напряжно" и очень хочется переложить эту работу на кого-то, например, на репетитора. Но репетитор, который будет делать с ребенком домашние задания, поможет только вам, освободив от хлопот. Самому ребенку он не поможет. И не спешите в книжные магазины за сомнительными пособиями с броскими названиями "Гений за три недели", "Как вырастить вундеркинда" и так далее. Если уж так вышло, что вы проморгали ребенка, на развитие мышления потребуется не меньше года. Заниматься надо не меньше двух-трех раз в неделю, но первые положительные сдвиги вы можете увидеть уже месяца через два.

Профессор МАГУ: Как понять, почему ребенку стало трудно учиться

Профессор МАГУ: Как понять, почему ребенку стало трудно учиться

Анализируем результаты теста

Обратите особое внимание на задания 1 и 5. Даже если ребенок дает в задании 1 правильный ответ (3), попросите его показать эти треугольники. Он может считать треугольником четырехугольную фигуру, похожую на ромб, а "охватывающего" треугольника не видеть. Это говорит о слабом развитии пространственного мышления. У этого ребенка в школе наверняка будут проблемы с решением задач и с вычислениями в уме, поскольку эти виды деятельности "держатся" на умении хорошо все себе представлять в уме.

Если ребенок не справился с заданием 5, то у него проблема со зрительно-моторной координацией и у него будет плохо с обучением письму. И чаще всего эта проблема сопровождается плохим развитием мышц кисти. Начертите на листе бумаги по трафарету или циркулем кружок и дайте его ребенку вырезать по контуру. Только ножницы должны быть хорошие: должны не мять, а резать бумагу и не должны быть "тугими". Если кружок получился ровный, вырезан по контуру, значит, проблема не в руке, а именно в самой связке "глаз — рука". Для решения этой проблемы полезны всякие "лабиринты", но проходить их нужно сначала пальцем, а потом карандашом. Полезно срисовывание всяких знаков ("пляшущих человечков"), символов, несложных контуров и всевозможные обводки по контуру. Это хорошо согласует связь глаза и руки.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

НОВОЕ НА САЙТЕ